НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА. будущего, это не «литература идей», сфера ее приме­нения — исследование жизни социума

НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА. будущего, это не «литература идей», сфера ее приме­нения — исследование жизни социума




будущего, это не «литература идей», сфера ее приме­нения — исследование жизни социума и индивидуума, происходящие в них изменения под действием сдвигов в развитии науки и техники. Элементы такого подхода к литературе видны уже в произведениях Т.Мора, И.Кеплера, Ф.Бэкона, Дж.Свифта. Формирование Н.ф. приходится на 19 в., в начале которого вышел роман М.Шелли «Франкенштейн, или Современный Проме­тей» (1818), а в конце — романы Ж.Верна и Г.Уэллса, представлявшие традиции фантастики научно-техни­ческой, прогностической и фантастики социально-фи­лософской.

Ведущие «фантастические» державы Запада—США и Великобритания. В США с конца 19. в. стала разви­ваться индустрия журнальной фантастики НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА. будущего, это не «литература идей», сфера ее приме­нения — исследование жизни социума, достигшая пика в 1920—30-е (наиболее известные авторы — Э.Р.Бер-роуз, Э.Гамильтон, Э.Смит). На это время приходится деятельность Гернсбека и Дж.Кэмпбелла, с именем ко­торого связан переход Н.ф. от научно-технической, прог­ностической к социальной и философской. В эти годы в литературу вошли писатели, наиболее активный твор­ческий период которых получил название «золотого века» американской фантастики: Р.Хайнлайн, А.Азимов, А.Ван Вогт, Т.Стерджен, А.Бестер, Д.Найт, Г.Каттнер, К.Саймак. Вскоре привлекли внимание читателей Р.Брэд­бери, Р.Шекли, П.Андерсон. Конец 1960-х — время «но­вой волны», самого радикального направления в англоязыч­ной НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА. будущего, это не «литература идей», сфера ее приме­нения — исследование жизни социума фантастике, в американской Н.ф. представленного именами Х.Эллисона, Н.Спинреда, С.Дилэни. Последняя четверть 20 в. — время, когда работают американские фантасты Ф.Херберт, Г.Гаррисон, Ф.Дик, Р.Силверберг, Р.Желязны, У.Ле Гуин, Г.Бир, Д.Брин, О.С.Кард, У.Гиб-сон, Б.Стерлинг. Английская Н.ф. первой половины 20 в. представлена Уэллсом, О.Стэплдоном. После второй мировой войны традицию Уэллса продолжали Д.Уин-дем и А.Кларк, а также Д.Браннер. С «новой волной» связано творчество Дж.Г.Балларда, М.Муркока и Б.Ол-дисса, крупнейшего писателя-фантаста Великобрита­нии конца столетия. Из стран западной Европы НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА. будущего, это не «литература идей», сфера ее приме­нения — исследование жизни социума выде­ляются Франция, Германия и Италия, как имеющие наиболее богатые культурные традиции и традиции раз­вития фантастического элемента в национальных ли­тературах. Во Франции Ж.Рони-старший, Ф.Карсак продолжают традицию Верна; П.Буль и Р.Мерль пи­шут фантастику политическую, а Р.Баржавель, Ж.Клейн и Ж.П.Андревон — психологическую, обра­щенную к внутреннему миру героев. Из немецких авто­ров выделяются КЛассвиц, Г.Франке, супруги Й. и Г.Бра­ун, из итальянских — Л.Альдани, Т.Ландольфи, И.Кальвино, Д.Буццати. Н.ф. в Восточной Европе в 20 в. наиболее представительно развивается в Польше, Чехии, Болгарии. Широко известны имена поляков Е.Жулавско НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА. будущего, это не «литература идей», сфера ее приме­нения — исследование жизни социума-го, К.Фиалковского, К.Боруня и С.Лема, чехов К.Чапека, Л.Соучека, Й.Несвадбы, болгар С.Минкова, Э.Манова, П.Вежинова и Л.Дилова. Из фантастов стран Северной Европы выделяются писатели Швеции: автор антиуто­пии «Каллокаин» К.Бойе (1940), лауреат Нобелевской премии Х.Мартинсон, написавший фантастическую поэму «Аниара» (1953), современные авторы С.Люнд-валь и П.Ершильд. В Японии Н.ф. представлена в твор­честве Абэ Кобо, Саке Комацу, Синити Хоси. Китайс­кая фантастика обозначена в 20 в. лишь одной фигурой мирового масштаба — Лао Шэ, автора «Записок о Ко­шачьем городе» (1933).




В России традицию Н.ф. связывают с именем В НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА. будущего, это не «литература идей», сфера ее приме­нения — исследование жизни социума.Ф.Одо­евского, автора романа «4338-й год» (1840). Исследователи указывают на фантастические элементы в творчестве писа­телей конца 19 — начала 20 в.: А.И.Куприна, А.А.Богдано­ва, В.Я.Брюсова. Важна роль в становлении отечественной Н.ф. романов А.Н.Толстого «Аэлита» (1922) и «Гиперболо­ид инженера Гарина» (1926); В.А.Итина «Страна Гонгури» (1922), В.Е.Орловского «Бунт атомов» (1928). Особое мес­то в истории российской Н.ф. занимает А.Р.Беляев. Зало­женные этими писателями традиции не смогли развиваться в 1930-50-е из-за влияния «фантастики ближнего прицела» (В.И.Немцов, А.П.Казанцев), утверждавшей «прикладное значение» Н.ф., ее роль как пропагандиста и НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА. будущего, это не «литература идей», сфера ее приме­нения — исследование жизни социума популяризато­ра научно-технических достижений ближайшего будущего. Велика роль романа И.А.Ефремова «Туманность Андро­меды» (1958), с которого начинается новейший период отечественной Н.ф. 1960-е — «золотой век» российской Н.ф., время вхождения в литературу А.Н. и Б.Н.Стругац­ких, И.И.Варшавского, Д.А.Биленкина, С.Ф.Гансовского, ЕЛ.Войскунского и И.БЛукодьянова, К.Булычева, М.Т.Ем-цева и Е.И.Парнова, О.Н.Ларионовой. Конец 1980-х-90-е связан с именами Б.Г.Штерна, В.М.Рыбакова, М.Г.Успен­ского, А.Г.Лазарчука, Е.Ю.Лукина.

Первые работы по истории Н.ф. появились НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА. будущего, это не «литература идей», сфера ее приме­нения — исследование жизни социума в США в 1930-е и принадлежали перу не профессиональных ли­тераторов, а любителей фантастики. Клубы поклонни­ков этой литературы начали появляться в конце 1920-х; тогда же стали выпускаться любительские журналы, в которых печатались материалы по истории фантас­тики. Начало профессионального изучения фантасти­ки приходится на конец 1950-х, когда возник первый специализированный журнал «Экстраполейшн», «фрон­тальное» же изучение следует датировать 70-ми, когда в США и Великобритании стали издаваться аналогичные «Экстраполейшн», журналы «Сайнс фикшн стадиз» и «Фаундейшн», выходить энциклопедии Н.ф., появил­ся целый огряд академических исследователей Н.ф., началось преподавание Н.ф. в различных университе­тах Запада. В СССР критика Н НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА. будущего, это не «литература идей», сфера ее приме­нения — исследование жизни социума.ф., как и всех других видов литературы, была предельно идеологизированной, политизированной, задачей Н.ф считалось популяриза­ция достижений науки и техники. Ситуация отчасти из­менилась в 1960-е, когда к изучению Н.ф. обратились не только литературоведы, но и философы, историки, социологи.

Н.ф. активно проявляет себя в кино — с начала 20 в. появляются фантастические фильмы, количество кото­рых в 1930-е позволяет говорить о возникновении отдель­ной отрасли киноискусства. Классикой кинофантастики стали работы Я.Протазанова «Аэлита» (1924) и Ф.Ланга «Метрополис» (1926). С тех пор сняты десятки разных версий экранизаций романов Уэллса, повестей Р.Л.Сти­венсона «Странная история доктора Джекиля НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА. будущего, это не «литература идей», сфера ее приме­нения — исследование жизни социума и мистера Хайда», М.Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей». Вторая половина 20 в. отмечена фильмами на космическую тематику — «Космическая одиссея 2001» (1968) С.Кубрика, «Звездные войны» (1977) Д.Лукаса, о контактах с представителями иных цивилизаций — «Близ­кие контакты третьего рода» (1977) и «Инопланетянин» (1982) С.Спилберга, фильмами о чудовищах — «Год-зилла» (1954), фильмами-катастрофами — «Гибель Япо­нии» (1973). В 20 в. возникает научно-фантастическая драматургия — пьесы, предназначенные как для поста­новки в театре («R.U.R.», 1920, «Белая болезнь», 1937,


documentaxyeypl.html
documentaxyffzt.html
documentaxyfnkb.html
documentaxyfuuj.html
documentaxygcer.html
Документ НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА. будущего, это не «литература идей», сфера ее приме­нения — исследование жизни социума