НАРУШЕНИЯ РЕЧИ И ОСОБЕННОСТИ ИХ КОРРЕКЦИИ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

Актуальность и значимость проблемы нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальным недоразвити­ем определяется прежде всего когнитивной функцией речи, тесной связью процессов развития речи и познавательной деятельности ребенка.

Речь играет огромную роль в психическом развитии ребенка. Включение речи в познавательную деятельность перестраивает основные психические процессы ребенка. Нарушения речи отрицательно влияют на развитие позна­вательной деятельности, социальную адаптацию умствен­но отсталого ребенка.

Нарушения речи у детей с интеллектуальными отклоне­ниями являются широко распространенными, характеризу­ются сложностью патогенеза и симптоматики. Дефекты речи у таких детей могут быть обусловлены недоразвитием позна­вательной деятельности, могут быть связаны и с другими факторами (снижение НАРУШЕНИЯ РЕЧИ И ОСОБЕННОСТИ ИХ КОРРЕКЦИИ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ слуха, нарушение речевой моторики, аномалии строения артикуляционного аппарата и др.).

Специфика нарушений речи и их коррекция у детей с интеллектуальным недоразвитием определяется особенно­стями их высшей нервной деятельности и психического развития. Структура речевого дефекта у детей с интеллек­туальными отклонениями обусловлена сложным взаимо­действием биологических и социальных факторов.

Основными особенностями высшей нервной деятельно­сти умственно отсталых детей является слабость замыка-тельной функции коры головного мозга, слабость процессов активного внутреннего торможения, инертность нервных процессов, склонность к охранительному торможению. Важ­ная особенность высшей нервной деятельности этих детей — нарушение взаимодействия первой и второй сигнальной си­стемы, что объясняется недоразвитием второй сигнальной системы. В процессе НАРУШЕНИЯ РЕЧИ И ОСОБЕННОСТИ ИХ КОРРЕКЦИИ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ овладения навыками и умениями ум­ственно отсталые дети опираются больше на наглядный по­каз, наглядное восприятие, чем на словесную инструкцию. У этих детей снижена регулирующая функция речи, кото­рая в норме очень рано начинает играть важную роль в пове­дении ребенка. Указанные особенности высшей нервной де­ятельности являются основными причинами недоразвития речи у умственно отсталых детей (В.Г. Петрова, В.И. Лубовский, С. Борель-Мезонни и др.).

Развитие речевой моторики у детей с интеллектуаль­ным недоразвитием осуществляется замедленно, недиффе­ренцированно; затруднена координация дыхательных, фонаторных и артикуляционных движений в процессе речи. Неточным, несформированным оказывается у детей как слу­ховой НАРУШЕНИЯ РЕЧИ И ОСОБЕННОСТИ ИХ КОРРЕКЦИИ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ, так и кинестетический контроль за правильностью речевых движений.

В возникновении нарушений речи у умственно отсталых детей существенную роль играют следующие биологичес­кие факторы: локальное повреждение мозговых структур, аномалии в строении артикуляторного аппарата (зубочелюстной системы, языка, мягкого и твердого неба), снижение слуха (в норме нарушения слуха встречаются у 5-8% де­тей, среди умственно отсталых детей — у 13-56%).

Среди психологических факторов, обусловливающих особенности речевого развития и нарушения речи у детей с олигофренией, ведущая роль отводится недоразвитию познавательной деятельности и психической деятельнос­ти в целом. У детей отмечается недоразвитие высших форм познавательной деятельности (анализ, синтез, обобщение, абстракция), конкретность и поверхностность мышления, нарушение НАРУШЕНИЯ РЕЧИ И ОСОБЕННОСТИ ИХ КОРРЕКЦИИ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ словесной регуляции поведения, незрелость эмо­ционально-волевой сферы.



Отмеченные особенности психического развития суще­ственно нарушают процесс овладения речевой функцией. Снижение уровня аналитико-синтетической деятельности проявляется в нарушении фонематического восприятия. На­рушение познавательной деятельности приводит к трудно­стям усвоения семантической стороны языка. В связи с об­щим недоразвитием аналитико-синтетической деятельности у детей с олигофренией с большим трудом формируются язы­ковые обобщения, усваиваются закономерности языка.

У умственно отсталых детей отмечается резкое снижение потребности в речевом общении, что приводит к ограни­ченности речевых контактов и отрицательно сказывается на процессе овладения речью.

Таким образом, сложное взаимодействие анатомо-физиологических, психологических и социальных факторов опре НАРУШЕНИЯ РЕЧИ И ОСОБЕННОСТИ ИХ КОРРЕКЦИИ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ­деляет качественное своеобразие процесса речевого разви­тия, большую распространенность и стойкость нарушений речи у умственно отсталых детей.

Общая характеристика нарушений речи у детей с интел­лектуальным недоразвитием

Когнитивное и речевое развитие тесно связаны между со­бой, однако отсутствует непосредственная корреляция меж­ду степенью снижения интеллекта и уровнем развития речи. Уровень речевого недоразвития большинства умственно от­сталых детей гораздо ниже, чем позволяет их умственное развитие. В связи с этим Г.В. Сухарева выделила две груп­пы олигофрении:


documentaxyjfob.html
documentaxyjmyj.html
documentaxyjuir.html
documentaxykbsz.html
documentaxykjdh.html
Документ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ И ОСОБЕННОСТИ ИХ КОРРЕКЦИИ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ